ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ
на первый проДВИГающий
молодежный портал - Движер!
marker Помощь по порталу


Иконка
Бизнес
центр
Иконка
Молодёжный
кадровый ресурс
Иконка
Универ
сити
Иконка
Творческие
галереи
Иконка
Клуб
«Движ`Ok»
Иконка
Сайты
сообществ

Digital World
Все о цифровой технике.

Дневник сообщества :: Профессиональные хитрости

Профессиональные хитрости

::: Урок 3 :::
Через тернии к звёздам, или Профессиональные хитрости
Теория (без практики бесполезна)
:: 1. Объектив :: 2. Что такое бленда :: 3. Экспозиция ::
:: 4. Типы матриц :: 5. Встроенные настройки цифрового фотоаппарата ::
Практика (без теории опасна)
:: 1. Как настроить баланс белого :: 2. Как настроить ISO ::
:: 3. Как использовать компенсацию экспозиции :: 4. Коротко о главном ::
Сегодня вы научитесь:
  1. Использовать баланс белого.
  2. Выставлять чувствительность для изображения.
  3. Настраивать компенсацию экспозиции.

Теория (без практики бесполезна)

1. Объектив

Взаимосвязь между фокусным расстоянием и диафрагменным числом

Вы уже знаете, что диафрагма — это устройство, регулирующее диаметр действующего отверстия объектива, через которое проходит свет. Обычно диафрагма представляет собой набор лепестков, которые, складываясь вместе, открывают или закрывают отверстие для света.

Диафрагменное число (или f-число) равно отношению фокусного расстояния к диаметру диафрагмы. Минимальное значение f определяется конструкцией объектива (чем больше диаметр диафрагмы и чем меньше фокусное расстояние объектива, тем меньше f и выше светосила объектива). Светосильные объективы имеют значение f в пределах 1.2—2.8.

Светосила объектива определяется комбинацией фокусного расстояния и диаметра объектива. Если фокусное расстояние двух объективов одинаково, объектив с большим диаметром будет иметь большую светосилу. К примеру, если фокусное расстояние — 50 мм, а диаметр объектива — 17,8 мм, разделив фокусное расстояние на диаметр, мы получим максимальное диафрагменное число для этого объектива, равное — 2,8.

Число диафрагмы в действительности имеет два обозначения на профессиональных объективах. Одно обозначает установленный в зависимости от экспозиции размер действующего отверстия диафрагмы. Второе обозначает светосилу объектива. Термин «диафрагменное число» характеризует светосилу объектива при максимально раскрытой диафрагме и является его рабочей характеристикой. Светосила при максимальной апертуре также зависит от диаметра объектива: чем больше диаметр объектива, тем больше его светосила.

Повторю на всякий случай, что светосила — это значение максимально открытой диафрагмы. Таким образом, если написано, что у объектива PENTAX SMC F35-80mm f/4-5.6, это означает, что при 35 мм фокусного расстояния светосила равна 4,0; а при 80 мм фокусного расстояния светосила равна 5,6.

Взаимосвязь фокусного расстояния и угла обзора

В настоящее время выпускают множество объективов. Объективы с малым фокусным расстоянием называются широкоугольными, с большим — телеобъективами.

Ультраширокоугольные объективы имеют самое короткое фокусное расстояние: от 14 до 20 мм, затем следуют широкоугольные объективы с фокусным расстоянием от 24 до 35 мм, затем «стандартные» — с фокусным расстоянием от 45 до 70 мм, поле зрения которых примерно соответствует человеческому глазу. Следом идут телеобъективы, у которых фокусное расстояние достигает 300 мм, и супертелеобъективы с фокусным расстоянием от 300 мм и выше. Также различное фокусное расстояние создаёт различные уровни перспективы и глубину резкости, что, в свою очередь, влияет на качество изображения:




Для лучшей наглядности угла обзора объективов можно привести таблицу:

14 мм
20 мм
24 мм
35 мм
50 мм*
70 мм
135 мм
200 мм
400 мм
600 мм

* (изображение, видимое человеческим глазом)

Что означает выражение «эквивалент для 35 мм плёночной камеры»?

При разговорах профессионалов об объективах цифровых камер часто используется такой термин, как «эквивалент 35 мм/105 мм» или «эквивалентно для 35 мм плёночной камеры».

Эти термины используются из-за разницы в размерах плёнки и матрицы цифровой камеры, что вызывает различия в углах обзора. Все значения высчитываются эквивалентно фокусному расстоянию стандартной 35 мм плёночной камеры. Так как размер большинства матриц цифровых камер меньше 35 мм формата плёнки, даже в случае, когда используется одинаковое фокусное расстояние, на цифровой фотографии полученное изображение будет большего размера. Из-за этой разницы в размерах конечного изображения и возникло выражение «при переводе в значения для 35 мм плёнки», так как многие люди знакомы со спецификацией 35 мм плёнки:

Одинаковое фокусное расстояние

Размер полученного изображения одинаковый, разница заключается в ракурсе, это видно после записи изображения

При печати узкий ракурс небольшой матрицы создаёт увеличенное изображение предмета. Размер этого увеличенного изображения выражается термином «эквивалент для 35 мм плёночной камеры», который выражает эквивалент 35 мм фокусного расстояния для плёнки


Искажения и нарушения объективов

Блик

Когда объектив направлен на сильный источник света, вроде солнца, лишние лучи света отражаются от поверхности объектива, отражатель камеры производит эффект затемнения объектива и образуется белёсый блик. В таком случае всё изображение или его часть получаются слишком светлыми, теряется чёткость изображения:

Ореол

Считается одной из разновидностей бликов. Происходит, когда «лишний» свет многократно отражается от поверхности объектива и попадает на изображение:

Аберрация

Когда происходит преломление света внутри объектива, качество изображения снижается, оно делается расплывчатым. Этот процесс называется аберрацией объектива. Существуют различные виды аберраций.

Дисторсия — это аберрация, вызывающая искажение изображения прямых линий, в результате чего нарушается подобие между объектом и его изображением:

Реальное изображение

Бочкообразная дисторсия, когда изображение по краям «выгибается» наружу

Подушкообразная дисторсия, когда линии будто проваливаются в центр изображения

Другие типы аберраций

Давайте рассмотрим примеры других типов аберраций. Белые кружки на каждом изображении показывают вид деформации, вызванной данным типом аберрации.

Это изображение угла матрицы, так как именно эта зона склонна к появлению аберраций:

Идеальное изображение

Сферическая аберрация. Аберрации этого вида неизбежны при съёмке сферическим объективом. Вследствие различия интенсивности света в центре объектива и по краям происходит смазывание, похожее на ореол

Кома. Аберрация этого типа появляется по краям объективов, которые корректируют сферическую аберрацию. Название «кома» она носит потому, что смазывание изображения, которое она вызывает, напоминает по форме хвост кометы

Астигматизм. Аберрация этого типа вызвана объективами, корректирующими сферические аберрации и «кому». Это происходит, когда объектив сдвигается относительно оптической оси, из-за чего появляются точки по краям объектива, которые принимают эллиптическую или линейную форму

Хроматическая аберрация. Данный вид аберраций основан на том же принципе, что и действие призмы по разложению лучей на спектр: смещение цветов. Чаще всего они встречаются в телеобъективах и увеличиваются по мере увеличения мощности объектива

Производители объективов делают всё возможное, чтобы уменьшить искажение изображения, для чего используются просветления, асферические линзы и особые виды стекла.

Разновидности объективов

Ультраширокоугольный объектив

Объективы с фокусным расстоянием 20 мм и меньше называются ультраширокоугольными. Иногда этот объектив называют «рыбий глаз», потому что фотографии, сделанные этим объективом, имеют чрезвычайно изогнутую периферию, как будто вы смотрите из-под воды, как рыба. Угол обзора у этих объективов 180 и более градусов. Их преимущество — ощущение масштабности, очень сильное ощущение, создаваемое сильной перспективой:



Широкоугольные объективы

Широкий угол зрения широкоугольных объективов даёт возможность фотографировать большие площади. Они обеспечивают большое поле зрения и имеют угол обзора примерно от 100 до 160 градусов. У широкоугольных объективов два основных преимущества:

Эффект перспективы:

Одной из характерных особенностей таких объективов является то, что они заставляют близкие объекты казаться ещё ближе, а удалённые объекты — ещё дальше, создавая сильное ощущение перспективы

Эффект панорамы:

Кроме того, благодаря большой глубине резкости, они особенно подходят для панорамной съёмки, где все элементы кадра и на переднем, и на заднем плане находятся в фокусе

Широкоугольные объективы имеют фокусное растояние в диапазоне от 18 до 35 мм. Они позволяют сбалансировать фон и объект и дают возможность делать широкий спектр фотографий.

Стандартные объективы

Считается, что когда человек смотрит на точку двумя глазами и фокусируется на ней, он может различать цвета при угле обзора примерно 50 градусов. Этот привычный диапазон в 50 градусов охватывает 50 мм объектив, поэтому он и называется «стандартным». Изображения, полученные с помощью этого объектива, выглядят естественно, так как он не подчёркивает каких-либо элементов. Другим преимуществом этого объектива является возможность легко контролировать мягкий фокус, в результате чего фон выглядит натурально.

Благодаря способности этого объектива контролировать то, как выглядит фон, независимо от того, панорамная это съёмка или съёмка с мягким фокусом, его можно назвать универсальным объективом, способным делать отличные снимки.

Телеобъективы и супертелеобъективы

Объективы с узким углом обзора, которые увеличивают и приближают объект съёмки, называются телеобъективами. Фотографии, снятые телеобъективом, характеризуются эффектом приближения, когда удалённые объекты увеличиваются и приближаются; эффектом сжатия, устраняющим перспективу; эффектом мягкого фокуса, когда благодаря очень малой глубине резкости выделяется объект съёмки, и изображение получается выразительным и притягательным.

Телеобъектив

Так как телеобъективы с фокусным расстоянием от 80 до 300 мм просты в эксплуатации, их можно использовать как для съёмки портретов, так и для съёмки пейзажей или диких животных.

Эти объективы создают особенно динамичный эффект мягкого фокуса. Задний план сильно смазан, что позволяет выделить и приблизить объект съёмки.


Супертелеобъектив

Супертелеобъектив значительно увеличивает и приближает удалённые объекты. Часто используется для спортивной съёмки и съёмки диких животных. Создаваемый им очень мягкий фокус заднего плана делает такой объектив незаменимым для портретной съёмки.

Супертелеобъектив незаменим, когда фотограф не имеет возможности приблизиться к объекту. Он позволяет запечатлеть моменты, которые невооружённым глазом увидеть невозможно. Эффект сжатия удаляет перспективу и «связывает» объекты между собой:

      

Помимо деления по величине фокусного расстояния, в некоторых источниках рассматривают объективы по другим критериям.

Просветлённые объективы

Существует много приёмов, позволяющих получить чёткое и резкое изображение. Одним из них является технология просветления объектива, уменьшающая количество бликов и ореолов. Методом вакуумного напыления на поверхность объектива наносится тонкое покрытие, которое минимизирует количество света, отражённого от поверхности объектива или внутри него, и увеличивает количество света, проходящего через объектив:

Поверхность просветлённого объектива будто переливается различными цветами, включающими красный, зелёный и голубой. Цветовые различия обусловлены цветовыми характеристиками материалов, нанесённых на линзу в качестве покрытия. Помимо того, что эти покрытия позволяют увеличить коэффициент пропускания света и уменьшить отражение, они выполняют важную функцию контроля цветопередачи:

Вы уже знаете, что эффект, возникающий, когда объектив направлен против источника света, называется «блик». Просветление объектива помогает решить эту проблему, даже при съёмке с задним освещением:

Изображение с бликом. Объектив без просветления.

Изображение без блика. Просветлённый объектив.

Сферические объективы

В сферических объективах из-за сферической аберрации лучи света, проходящие через центр объектива и проходящие через его края, имеют различные точки фокуса:

Асферические объективы

Асферические объективы исправляют сферическую и криволинейную аберрации, благодаря чему лучи света фокусируются на одной точке.

Изначально асферические объективы были очень дорогими, так как их производство требовало применения высокоточных технологий шлифования и полировки. Конечно, уровень контроля качества при создании этих объективов остаётся неизменно высоким. Помимо того, что они имеют маленький размер, они значительно уменьшают и аберрации:



2. Что такое бленда

Бленда — это приспособление в виде полого усечённого конуса или усечённой пирамиды из пластмассы, надеваемое на объектив фотоаппарата. Бленда препятствует попаданию в объектив световых лучей, не участвующих в образовании изображения, предотвращая появление бликов и ореолов на снимке. Размер бленды определяется характеристиками объектива. Ошибки при выборе бленды могут привести к затенению периферийных участков изображения.

Различают три вида бленд:

Круглая бленда. Самый распространённый тип, используется обычно для стандартных и телеобъективов.

Бленда в форме лепестка. В основном используется в широкоугольных объективах. Особая лепестковая форма предотвращает попадание части бленды в кадр.

Квадратная бленда. Используется преимущественно с широкоугольными объективами. Квадратные углы бленды предотвращают попадание бленды в кадр.



3. Экспозиция

Три составляющих экспозиции

Экспозиция регулируется чувствительностью плёнки (матрицы), диаметром диафрагмы и скоростью затвора.

Как размер отверстия объектива влияет на качество фотографии?

Количество попадающего в объектив света можно регулировать, изменяя размер действующего отверстия диафрагмы подобно тому, как действует зрачок глаза. С уменьшением этой величины уменьшается апертура и количество попадающего в объектив света. С увеличением этой величины увеличивается апертура и, соответственно, количество света.

Посмотрите, как изменяется фотография, если скорость затвора остаётся неизменной, а размер диафрагмы изменяется:

Диафрагменное число: F 5.6.

Скорость затвора: 1/125 сек.

Из-за того что использовалась максимальная апертура, света попало слишком много, и изображение получилось чересчур светлым.

Диафрагменное число: F 2.8.

Скорость затвора: 1/125 сек.

Из-за маленького отверстия диафрагмы света попало мало, и изображение получилось затемнённым.

Диафрагменное число: F 11.

Скорость затвора: 1/125 сек.


Как выдержка (скорость затвора) влияет на качество фотографии?

После того как затвор открыт, период времени, в течение которого свет освещает плёнку, можно регулировать скоростью затвора. Если скорость затвора высокая, в камеру с объектива попадет мало света, если скорость затвора низкая, света проникнет много.

На этой фотографии параметры диафрагмы остаются неизменными, а скорость затвора изменяется:

Диафрагменное число: F 11.

Скорость затвора: 1/125 сек.

При низкой скорости затвора света слишком много, и изображение получается чересчур светлым.

Диафрагменное число: F 11.

Скорость затвора: 1/15 сек.

При высокой скорости затвора света было недостаточно, и изображение получилось слишком тёмным.

Диафрагменное число: F 11.

Скорость затвора: 1/250 сек.


Величину экспозиции, получаемую из комбинации «диаметр диафрагмы объектива» и «скорость действия затвора», обозначают буквами EV (Exposure Value — экспозиционное число).


Чувствительность плёнки (матрицы)

Чувствительность показывает, насколько плёнка (или матрица) чувствительна к свету. Чувствительность измеряется в единицах ISO, например, 100 единиц или 300 единиц. Чем больше единиц, тем выше светочувствительность плёнки/матрицы. И, соответственно, чем меньше единиц, тем ниже светочувствительность плёнки/матрицы. Аббревиатура ISO означает Международную организацию по стандартизации (International Organization for Standardization) и происходит от французского наименования этой организации.

Установка различной чувствительности имеет свои преимущества и недостатки.

При низкой чувствительности можно получить детальное, насыщенное изображение, но при использовании этой настройки требуется высокая степень освещённости. Такие фотографии подвержены смазыванию из-за дрожания руки:

При съёмке с чувствительностью 50 единиц изображение получается ярким и насыщенным. Для фотографии характерно гладкое изображение и малая зернистость.


При высокой чувствительности можно использовать высокую скорость затвора в условиях плохого освещения и не беспокоиться о дрожании руки, но изображение получается не очень хорошее, с видимой зернистостью и тусклыми цветами:

Использование высокой чувствительности (ISO 1600) обычно даёт тусклое, ненасыщенное изображение. Также заметна зернистость, из-за чего снимок выглядит грубо.


Во многих цифровых фотокамерах изменять настройки ISO можно вручную. В цифровых камерах можно свободно менять показатель ISO с каждым кадром. Это позволяет фотографу использовать высокую чувствительность для съёмки в темноте быстродвижущихся предметов, а низкую чувствительность — там, где необходима хорошая цветопередача. Это ещё одно из преимуществ цифровых камер.

Компенсация экспозиции и автобрэкетинг

Коррекция экспозиции — это увеличение (плюс) или уменьшение (минус) стандартной экспозиции в соответствии с условиями съёмки и замыслом фотографа. Автобрэкетингом называется функция автоматической съёмки серии кадров с различной экспозицией.


Компенсация экспозиции

Очень часто функция автоматической экспозиции камеры не может самостоятельно определить оптимальную экспозицию для каждого кадра. В таких случаях необходима компенсация экспозиции.

  • Например, из-за слишком большого коэффициента отражения снежного пейзажа функция автоэкспозиции затемнит изображение, чтобы компенсировать его, из-за чего снег получится серым, а лица людей тёмными. Использование положительной компенсации экспозиции увеличит количество света.
  • Также при съёмке кадров, в которых много чёрного цвета, имеющего низкий коэффициент отражения, автоэкспозиция увеличит яркость изображения, и лица людей получатся слишком белыми («выгоревшими»). В этом случае необходимо использовать отрицательную компенсацию, которая уменьшит количество света:

Положительная компенсация. Если объект съёмки и фон белого цвета

При использовании автоэкспозиции.

Из-за того что белый цвет обладает высоким коэффициентом отражения, изображение получается недоэкспонированным, люди слишком тёмными, а белый цвет приобретает серый оттенок

Использование компенсации +2 EV. Добавление компенсации +2 позволяет придать коже людей естественный оттенок и точно воспроизвести белый цвет


Отрицательная компенсация. Если объект и фон чёрного цвета

При использовании автоэкспозиции.

Из-за того что чёрный цвет обладает низким коэффициентом отражения, изображение получается переэкспонированным, а тёмные объекты получаются слишком светлыми

Использование компенсации –2EV. Добавление компенсации –2 позволяет достоверно воспроизвести объекты чёрного цвета и выровнять экспозицию


Коррекция экспозиции устанавливается с использованием экспозиционных чисел. К примеру, если диапазон компенсации от +2 до –2 с шагом, равным 1/3 значения, фотограф может легко посчитать, какой уровень компенсации использовать. Изменение экспозиционного числа на единицу эквивалентно изменению скорости затвора или размера диафрагмы на шаг.

Автобрэкетинг

Эта удобная функция позволяет одним нажатием на кнопку спуска автоматически записать сразу три изображения, отличающихся друг от друга только экспозицией, что особенно удобно, когда необходимо снять нечто мимолетное, что больше уже не повторится, и у вас только один шанс снять этот момент с правильной экспозицией. Функция автобрэкетинга автоматически снимает три кадра одного и того же объекта с различной экспозицией — нормальный кадр, немного недоэкспонированный кадр и немного переэкспонированный. В то время, как в плёночных фотокамерах в результате использования этой функции будет слишком быстро расходоваться плёнка, в цифровой камере её можно использовать свободно, так как фотограф может сразу же просмотреть отснятое и удалить то, что не нужно. Автобрекетинг становится незаменимым, если необходимо передать весь реальный тональный диапазон на фотографии с помощью технологии HDRi (High Dynamic Ranges images). С практической точки зрения суть этого метода состоит в получении серии фотографий с различной степенью экспозиции, которые комбинируются в одно изображение:

–1 EV (недоэкспонирование)
Нормальное
+1 EV (переэкспонирование)
Одним нажатием на кнопку спуска снимается три кадра.


4. Типы матриц

В настоящее время в цифровых аппаратах используют два основных типа матриц: CCD (Charged Coupled Device) и CMOS (Complementary Metal Oxide Semiconductor).

Оба вида матриц состоят из пикселей. Во время экспозиции каждый пиксель постепенно накапливает заряд, причём пропорционально количеству попавшего в него света.

CCD-матрицы (по-русски ПЗС — приборы с зарядовой связью) выпускаются и активно используются компаниями Sony, Fuji, Kodak, Philips и многими другими. CCD-матрицы опережают своих конкурентов по разрешающей способности, поэтому они получили более широкое распространение. CCD обеспечивает лучшие показатели при съёмке динамичных и мелких объектов, поэтому её используют для построения систем, требующих высокого качества изображения: цифровых фото- и видеокамер, медицинского оборудования и т. д. CCD-матрицы обеспечивают более низкий шумовой уровень.

CMOS-матрицы (по-русски КМОП — комплементарная структура «металл-оксид-полупроводник») получают всё большее распространение в сегменте устройств, для которых критична конечная стоимость — недорогие фотоаппараты, бытовая, офисная техника и игрушки.

Главные преимущества CMOS-матриц перед CCD — более высокая производительность и низкое (в 5—10 раз меньшее) энергопотребление. При этом основной проблемой для использования CMOS-матриц в камерах остаётся качество изображения, CMOS-чипы плохо ведут себя при низкой освещённости, по сравнению с CCD-чипами. И поскольку низкая освещённость — одна из основных трудностей при съёмке, это главный барьер для использования CMOS-матриц.

 
5. Встроенные настройки цифрового фотоаппарата

Баланс белого

Цвет объекта съёмки может меняться в зависимости от погоды, времени суток и типа источника освещения, например лампы накаливания или флуоресцентной лампы (лампы дневного света). К примеру, белый предмет может приобретать красноватый оттенок, если съёмка была сделана на восходе или на закате, и зелено-голубой, если снимали в пасмурный день.

Свет лампы накаливания
Солнечный свет утром/ вечером
Флуорес­
центный свет
Свет вспышки
Дневной свет
Пасмурный день
Голубое небо

В плёночных фотокамерах для регулировки изменений цвета, вызванных различием цветовых температур, необходимо использовать фильтры. В цифровых камерах отрегулировать цвета можно, просто выбрав настройку Баланс белого. Эта настройка автоматически распознаёт тип источника освещения и в соответствии с ним корректирует изображение. Если ручной установки баланса белого нет, камера попытается установить его автоматически. При дневном свете это получается хорошо у всех камер, при искусственном — по-разному. Особенно трудно камере сориентироваться в балансе при свете люминесцентных ламп, придающих всему на снимке характерный зелёный оттенок. В некоторых случаях автоматический баланс белого вообще не рекомендуется использовать.

Проблемы с балансом белого не возникают, если съёмка производится в формате RAW (подробно о форматах мы поговорим в следующих уроках), так как необходимый баланс белого можно легко настроить после съёмки во время перевода снимка в обычный формат.



Практика (без теории опасна)

1. Как настроить баланс белого

  1. Для улучшения качества ваших снимков, для правильной цветопередачи объектов при различном освещении необходимо уметь пользоваться параметром Баланс белого.
  2. Воспользуйтесь этой настройкой в фотоаппарате. Для этого включите фотоаппарат, выберите режим Авто и нажмите на кнопку Menu:


  3. Выберите с помощью кнопок управления на вкладке или разделе Меню Съёмка параметр Баланс белого:


  4. При выборе параметра Баланс белого система фотоаппарата предлагает на выбор несколько вариантов настройки. При установке режима напротив него ставится отметка, в некоторых фотоаппаратах внизу есть строка состояния, которая подсказывает, в какой именно ситуации необходимо использовать данный режим:

  5.  

    Обычно камерой предлагаются варианты:

    • Авто — камера настраивает белый цвет автоматически;
    • Солнце — съёмка на улице в солнечную или облачную погоду;
    • Тень — съёмка на улице в тени или в сумерках;
    • Электрическое — освещение лампой накаливания или галогенной лампой;
    • Флуоресцентное — холодное или тёплое освещение флуоресцентной лампой (иногда этот вариант называют Лампа дневного света).

  6. Теперь сфотографируйте белый объект (мы взяли белого медвежонка) при каждом варианте настройки своего фотоаппарата при освещении обычной настольной лампой и при дневном освещении:


  7. Для сравнения дополните таблицу, снимая свой объект при дневном освещении и различных режимах Баланса белого:

     
    Условия съёмки

    Вариант настройки Баланс белого

    Настольная лампа
    Дневное освещение

    Авто

     

    Солнце

     

    Тень

     

    Электрическое

     

    Флуоресцентное 

     

    Сделайте вывод о корректности работы автонастройки Баланс белого.

 
2. Как настроить ISO

  1. При съёмке цифровой камерой чувствительность ISO можно легко понизить или повысить, в зависимости от условий съёмки. Давайте проведём эксперимент и воспользуемся этой настройкой в нашем фотоаппарате. Для этого нажмите на кнопку Menu:


  2. Выберите с помощью кнопок управления на вкладке или в разделе Меню Съёмка параметр Чувствительность (иногда его называют Скорость ISO):


  3. При выборе параметра Чувствительность система фотоаппарата предлагает на выбор несколько вариантов настройки. При установке режима напротив него ставится отметка:


  4. Наиболее популярные варианты чувствительности это:

    • Авто — камера выбирает наилучшую скорость ISO;
    • ISO 100 — наилучшее качество, более длительная экспозиция;
    • ISO 200 — для быстро движущихся объектов или при съёмке в темноте без вспышки;
    • ISO 400 — повышенная скорость затвора и более низкое качество.

  5. А теперь снимите объект, устанавливая возможную чувствительность своего фотоаппарата:


  6. Обратите внимание, что при более высокой чувствительности на фотографии становится больше шумов.

    Приведите пример оптимального использования разной чувствительности.

Советы по установке чувствительности

1. Хорошее освещение (под хорошим освещением мы будем понимать съёмку в светлое время суток на улице либо в помещении, удачно освещённом дневным светом).

Выставляйте минимально возможное значение ISO, качество снимка при этом будет максимальным.

2. Плохое освещение (под плохим освещением мы будем понимать съёмку на улице в тёмное время суток либо в помещении при искусственном освещении).

  • В большинстве случаев вам следует выставлять большое значение чувствительности, например, ISO 400, это сократит время срабатывания затвора и позволит максимально избежать последствий от «дрожания рук», а также от перемещений объекта съёмки.
  • В случае, если вы снимаете неподвижный объект и у вас имеется штатив, то вам следует поставить малое значение ISO для получения наилучшего результата.

3. Как использовать компенсацию экспозиции

  1. Очень часто функция автоматической экспозиции камеры не может самостоятельно определить оптимальную экспозицию для каждого кадра, в такой ситуации необходимо настраивать экспозицию самостоятельно. Давайте проведём эксперимент и воспользуемся этой настройкой в фотоаппарате. Для этого нажмите кнопку Menu:


  2. Выберите с помощью кнопок управления на вкладке или в разделе Меню Съёмка параметр Компенсация экспозиции:


  3. При выборе параметра Компенсация экспозиции система фотоаппарата предлагает на выбор шкалу настройки. С помощью клавиш управления производится настройка оптимального режима экспозиции:


  4. В некоторых моделях фотоаппарата настройка экспозиции вынесена на кнопку управления фотоаппаратом. В таком случае подстраивать экспозицию можно сразу при фотографировани, шкала появляется в левом нижнем углу ЖК-дисплея:



  5. Прежде чем приступить к работе, рассмотрите, как работает настройка Компенсация экспозиции. Возьмите белый лист бумаги и выставьте настройку в крайние точки шкалы. Оцените цветопередачу:

  6.  

  7. Влияние компенсации экспозиции наглядно характеризует наши снимки. Создайте подобную таблицу со своими снимками:


  8. Компенсация экспозиции
    Результат снимка
    –1 EV
    Нормальная экспозиция
    +1 EV

  9. Самостоятельно настройте компенсацию так, чтобы был хорошо заметен тёмный объект на тёмном фоне.
  10. Самостоятельно настройте компенсацию так, чтобы был хорошо заметен светлый объект на светлом фоне.

Советы и подсказки

При фотографировании человека необходимо зафиксировать экспозицию на коже его лица



Коротко о главном
  1. Различные фокусные расстояния создают разные углы обзора, что создаёт различные изображения. Объективы обычно делят на 5 групп, от ультраширокоугольных до супертелеобъективов.
  2. Объективы создают блики, ореолы и аберрации, и ухудшение качества изображения неизбежно.
  3. Широкоугольные объективы имеют два преимущества: одно — это эффект перспективы, когда объект кажется ближе или дальше, чем он есть на самом деле. Второе преимущество — это эффект панорамы, когда все элементы кадра и на переднем, и на заднем плане чётко сфокусированы.
  4. Телеобъективы характеризуются тремя создаваемыми эффектами: «эффектом втягивания», при помощи которого они увеличивают удалённые предметы; «эффектом сжатия», при помощи которого они сжимают перспективу, и «эффектом мягкого фокуса», при котором малая глубина резкости позволяет выделить объект съёмки.
  5. Стандартные объективы обладают фокусным расстоянием примерно в 50 мм, эти объективы обеспечивают угол зрения, близкий к углу зрения человеческого глаза, поэтому изображения, снятые с помощью этих объективов, выглядят естественно.
  6. Технологии просветления объектива позволяют уменьшить или исключить появление бликов при съёмке с задним освещением и улучшить цветопередачу, не снижая при этом контрастности и разрешения изображения.
  7. Контроль экспозиции — одно из основных правил фотографии. В случае недодержки количество света меньше, чем необходимо, и фотографии получаются слишком тёмными. В случае передержки света, наоборот, слишком много, и фотографии получаются чересчур светлыми.

Автор курса: Анна Котова

30.12.2009 08:19:07 | Просмотров: 19695 | Комментариев: 1 | Оценка: 2

  Комментарии:

Администратор 2-го ранга Эксперт taow Ур.10 (Адепт):: 24.03.2012 09:02:19
Аватар пользователя

Хорошо и очень подробно! Спасибо! Автор молодец!))) 

Из замечаний в Практике  1 пункт - пустой столбец в таблице


Вы не можете оставлять комментарий т.к. не являетесь участником данного сообщества.


© 2009-2017 первый проДВИГающий
молодежный портал «Dviger.com»

info.paymaster.ru www.megastock.ru Томск