ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ
на первый проДВИГающий
молодежный портал - Движер!
marker Помощь по порталу


Иконка
Бизнес
центр
Иконка
Молодёжный
кадровый ресурс
Иконка
Универ
сити
Иконка
Творческие
галереи
Иконка
Клуб
«Движ`Ok»
Иконка
Сайты
сообществ

Digital World
Все о цифровой технике.

Дневник сообщества :: Размышление о композиции

Размышление о композиции

::: Урок 4 :::
Золотое сечение, или Размышление о композиции
Теория (без практики бесполезна)
:: 1. Золотое сечение :: 2. Удерживайте взгляд зрителя в пределах снимка ::
:: 3. Фон, случайные предметы, светлые пятна и мусор :: 4. Психология восприятия визуальной информации ::
:: 5. Роль линий в композиции кадра :: 6. Цветовая гармония :: 7. Кадрирование снимка :: 8. Подведем итог ::
Практика (без теории опасна)
:: 1. Как выправить линию горизонта :: 2. Коротко о главном ::
Сегодня вы научитесь:
  1. Исправлять линию горизонта.
  2. Выбирать оптимальное кадрирование.
  3. Правильно выстраивать композицию снимка в соответствии с золотым сечением.

Теория (без практики бесполезна)

Знать устройство фотоаппарата — это, конечно, важно, но всё же это не главное. Наверняка, вы встречали замечательные фотографии, от которых невозможно отвести глаз, снятые фотографом-самоучкой обычной фотоаппаратом-«мыльницей». Почему так происходит?

Дело в том, что самое главное, что делает картинку хорошо выглядящей — это композиция.

Композиция в фотографии подобна композиции в живописи — она призвана подчёркивать красоту, необычность или другие важные особенности сюжета. Цель композиции — создать картину, которая понравится и вам, и зрителям, которые будут её рассматривать.

Композиция — это объединение отдельных элементов в единое художественное целое, в котором наиболее ярко раскрывается содержание. Смысловым элементам композиции помогают специальные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съёмки, план, ракурс, а также изобразительный акцент и различные контрасты.

Существует ряд композиционных приёмов, например, правило «золотого сечения», правило Третей, но наиболее важным элементом является баланс. Полезно быть осведомлённым о самых главных правилах, и когда вы изучите, как строить снимки в соответствии с ними, для вас станет естественным видеть картину с более выигрышной стороны и выстраивать композицию прямо в видоискателе. Цифровые камеры спроектированы так, чтобы выдавать наилучшие результаты, когда главный объект находится посередине, а правила композиции говорят, что главный объект в центре — не лучший вариант. Поэтому возможность цифровой камеры блокировать фокус становится крайне полезной. Наведите «прицел» для фокусировки на объект, нажмите наполовину на кнопку спуска затвора, а затем, не отпуская её, перекомпонуйте кадр и сделайте снимок.

Выбирая композиционное решение снимка, вы должны: во-первых, привлечь внимание зрителя, во-вторых, удержать зрительское внимание и, в идеале, пробудить в зрителе желание смотреть и другие ваши фотографии.

Привлечь внимание можно яркими красками, размером, необычным обрамлением или противоречивым сюжетом. Удерживать внимание можно интересным сюжетом или сценкой.

Старайтесь упрощать снимок до необходимого минимума, который раскрывает его смысл, ведёт зрителя к основной идее кадра.

 

1. Золотое сечение

Проблему гармонии на Земле и во Вселенной принято считать вечной. Древние мыслители сводили цель науки к поиску объективной гармонии. В понятие гармонии Пифагор включал симметрию и отношения целого и его частей. С точки зрения всей античности, мир представляет собой пропорциональное целое, подчиняющееся закону гармоничного деления — золотого сечения.

Само правило «золотого сечения» впервые было сформулировано Евклидом. Золотое сечение (ЗС) — это деление отрезка на части в таком соотношении, при котором меньшая часть относится к большей, как большая ко всему в целом. Позднее Леонардо да Винчи использовал ЗС как пропорции «идеального человеческого тела»:

Использование правила ЗС в фотографии — это расположение основных компонентов кадра в особых точках (зрительных центрах). Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краёв плоскости:

На примере видно, как можно построить кадр в соответствии с правилом золотого сечения. Человек всегда акцентирует своё внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины:

Правило Третей

Одной из модификаций правила «золотого сечения» является правило Третей.

По этому правилу кадр делится на девять одинаковых прямоугольников двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Самыми «сильными» точками всё также являются четыре точки пересечения этих линий, и каждый предмет, помещённый в район этих точек, будет смотреться «правильно»:

 

Золотая спираль

Представление о золотом сечении будет неполным, если не сказать о золотой спирали. Всё, что приобретало какую-то форму, образовывалось, росло — стремилось занять место в пространстве и сохранить себя. Это стремление находит осуществление, в основном, в двух вариантах — рост вверх или расстилание по поверхности земли и закручивание по спирали. Спирали очень распространены в природе:

Еще Гёте подчёркивал тенденцию природы к спиральности. Винтообразное и спиралевидное расположение листьев на ветках деревьев подметили давно. Спираль в расположении семян подсолнечника, в шишках сосны, ананасах, кактусах и так далее проявляет себя по закону золотого сечения. Паук плетёт паутину спиралеобразно. Спиралью закручивается ураган. Молекула ДНК закручена двойной спиралью.

В фотографии мы тоже можем определить гармонию с помощью спирали:

 

Расположение горизонта

Если принимать во внимание правило ЗС, становится понятно, почему горизонт стоит располагать выше или ниже середины кадра, а не по центру:

 

Располагая горизонт строго по середине кадра, мы заставляем зрителя «гадать», какая часть на фотографии главная:

 

2. Удерживайте взгляд зрителя в пределах снимка

Постарайтесь спланировать композицию так, чтобы исключить «убегание» взгляда за пределы картины. Применение форм в виде «S» или треугольника могут в этом помочь. Внизу треугольник обеспечивает перемещение взгляда с кошки на бабочку, на цветок и снова на кошку, удерживая внимание на важной части снимка:

Объекты и люди обычно смотрятся лучше при их нечётном количестве в группе, поэтому старайтесь использовать числа 1, 3, 5 как основу композиции.

 

3. Фон, случайные предметы, светлые пятна и мусор

Фон на фотографии может подчеркнуть уникальность снимка или, наоборот, испортить его. С одной стороны, фон может украсить композицию и передать настроение снимаемого сюжета. С другой стороны, он может скрыть основной объект съёмки. Старайтесь избавиться от элементов заднего плана, которые по зрительному ощущению конкурируют с основным объектом. Многочисленные элементы второго плана испортят впечатление даже от хорошо задуманного снимка. Пёстрый фон с деревьями или другими нежелательными элементами, выглядывающими из-за объекта съёмки, не позволяет разглядеть объект и портит фотографию:

Вторая птица на заднем плане фотографии мешает её композиции. Выбор другой точки съёмки в данном случае позволил бы удалить мешающие элементы фона и выделить основной объект съёмки

На этой фотографии архитектура заднего плана подчёркивает утончённость цветка

 

Прежде чем нажать на кнопку Пуск фотоаппарата, сделайте паузу и внимательно посмотрите на то, что находится на заднем плане. Нет ли там посторонних предметов или не происходит ли там нечто такое, что не имеет никакого отношения к снимаемому сюжету и отвлекает внимание зрителя? Например, нет ли за спиной человека яркоокрашенной телефонной будки? Снимая группы людей на фоне домов, обратите внимание на то, чтобы за ними не было ограды с вертикально или горизонтально расположенными прутьями, которые могут испортить впечатление от фотоснимка. Лучше снимать на фоне растительности:

Отследите случайные предметы
(классический вариант — «фонарный столб», растущий из головы модели)

Пыль, мусор и яркие блики могут разрушить хороший снимок

 

Не ленитесь опуститься вниз, фотографируя детей и животных. Снимайте с высоты их голов. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. В любом случае обращайте внимание на фон. Следите, чтобы линия горизонта или другие линии фона не проходили через голову того, кого вы снимаете. Хотя об этом стоит поговорить более подробно чуть ниже.

 

4. Психология восприятия визуальной информации

Восприятие визуальной информации зависит от многих причин, например, от того, привык ли человек читать слева направо (европейцы, русские), справа налево (арабы) или сверху вниз (китайцы).

Если сделанные вами снимки предназначены для интернациональной аудитории, постарайтесь сделать их «универсальными». Мы же будем рассматривать восприятие визуальной информации слева направо. Итак, наш взгляд скользит из левого верхнего угла фотографии в правый нижний. Затем мы начинаем блуждать по картине взглядом, останавливаясь сначала просто на ярких пятнах, а затем на элементах, несущих смысловую нагрузку:

В первом случае большой квадрат «нависает» над шариком. Как будто сейчас раздавит. Округлые, мягкие формы и меньшие размеры шарика ассоциируют его с маленьким и хорошим. Угловатый квадрат здесь — «злой», опасный

А во втором — шарик «парит», как бы улетает от квадрата. Квадрат теперь даёт нам чувство уверенности, основательности, покоя

 

При построении кадра в глубину очень хорошо работают диагонали, уходящие вглубь кадра: дороги, рельсы, аллеи и т. д. Естественно, их не нужно вставлять в каждый снимок, просто если диагональ намечается, то её лучше подчеркнуть. Причём очень интересно, что диагональ, идущая из ЛВУ (левого верхнуго угола) в ПНУ (правый нижний угол), создаёт эффект прибытия (поезда, автомобиля, человека). И с точностью до наоборот: из ЛНУ в ПВУ — эффект убытия, то есть если мы во втором случае помещаем на эту диагональ человека, стоящего к нам лицом, то возникает некий диссонанс в фотографии:

 

Ну и немного о чтении точек, расположенных в соответствии с ЗС. Установлено, что для половины человечества, читающей слева направо, характерно читать точки по часовой стрелке, останавливаясь взглядом в правой части изображения. Поэтому самое главное, на ваш взгляд, лучше размещать в правой части снимка:

Считываем информацию — неумеренное потребление алкоголя ведёт к помутнению рассудка, всяким бредовым идеям и т. д.

Считываем информацию — тяжёлая и опасная работа минёра приводит к общему нервному перенапряжению и, как следствие, беспробудному пьянству

 

Если движение выходит за рамки снимка, всегда необходимо добавлять свободное пространство перед объектом в направлении его движения. Это справедливо и для портретов, где лицо, смотрящее за кадр, должно иметь перед собой пространство по направлению взгляда.

Композицию лучше строить с движением слева направо, так что автомобилю лучше бы ехать в другую сторону. Картинку можно было бы развернуть без нарушения реализма, если бы не номера на кузове:

 

 

 

5. Роль линий в композиции кадра

Использование явно выделяющейся линии — самый простой способ привлечь внимание к сюжетно важному элементу кадра. Радуга на данном снимке притягивает внимание зрителя к Акрополю:

Используйте направляющие линии, чтобы привлечь внимание к вашим фотографиям. Выбирайте точку съёмки таким образом, чтобы линии снимаемого сюжета притягивали внимание зрителя к основному объекту съёмки. Такими линиями могут стать лента дороги или тень от предмета. Дороги включаются в кадр довольно часто, но лишь правильный выбор точки съёмки может превратить их в ключевой элемент, уводящий зрителя вглубь кадра. Тень представляет собой быстро изменяющийся элемент сюжета. Она может стать ключевым элементом лишь в определённое время дня. Учитывая это, следует терпеливо дождаться этого момента, чтобы композиция получилась удачной. Линии на фотографии можно разделить ещё и на минорные или мажорные:

В мажоре — линия поднимается

В миноре — линия опускается

 

6. Цветовая гармония

Мир вокруг нас состоит из огромного количества разнообразных, отличных друг от друга объектов, форм, красок. На первый взгляд кажется, что подобное многообразие должно быть хаотичным, но природа стремится к гармонии, балансу. Задача фотографа в некотором смысле схожа с задачей создателя этого мира — достичь сбалансированности, гармонии композиции. При этом гармония не является синонимом симметрии, напротив, излишняя упорядоченность может навредить фотографии и сделать её пресной.

Баланс, гармонию можно определить как некое сочетание, которое находится где-то между хаотичным и монотонным дизайном. Поэтому хаотичное смешение цветов, чрезмерное их обилие в композиции вряд ли найдёт отклик у аудитории. Но при этом снимок должен также представлять визуальный интерес для зрителя, стимулировать его активность; этого подчас не сможет обеспечить монотонная, чрезмерно упорядоченная композиция. Хотя иногда для создания необходимого акцента более выгодно использовать однотонное оформление фотографии: вспомните чёрно-белые снимки.

Несмотря на то, что ни одно цветовое сочетание не является универсальным, можно определить несколько принципов, способных облегчить создание сбалансированной композиции.

  • Тщательно подбирайте цвета для композиции. Лучше использовать небольшое количество цветов, чем перенасытить фотографию цветом. Определите разумные на ваш взгляд лимиты для каждого конкретного случая. Использование чрезмерного количества оттенков разных цветов — признак фотографа-любителя.
  • Если вы хотите выделить какую-либо область вашей фотографии — используйте цвет, который не встречается больше нигде в композиции. Это позволит привлечь внимание к данной области. Повторение цвета в разных областях снимка, напротив, приближает цвет к фону, делает его неспособным привлекать внимание. Поэтому лучше, чтобы в композиции присутствовал уникальный цвет, который не встречается больше нигде в данной фотографии.
  • Экспериментируйте с различными вариациями вашей фотографии — сделайте выбор между динамичностью и мягкостью сочетаний. Динамичная гармония характеризуется сильным контрастом, способна привлечь внимание, в буквальном смысле «заряжает энергией». Мягкие сочетания, напротив, отличаются слабой контрастностью цветов, что обеспечит ровное, однозначное восприятие композиции. Конечно же, ваш выбор будет обусловлен, прежде всего, поставленной задачей — реклама современной одежды может быть динамичной, даже вызывающей, в то время как реклама туалетного мыла, например, должна быть плавной, мягкой.

На этой фотографии цвет фона слишком яркий, и цветок на нём потерял свою выразительность

Колокольчик теряется на фотографии из-за того, что его цвет совпадает с цветом фона

 

7. Кадрирование снимка

Цифровая фотография позволяет нам исправлять и корректировать наши снимки позже, но кадрирование для улучшения композиции обычно делает финальный снимок меньше, а удаление из него случайных объектов и мусора отнимает много времени, чего, возможно, удалось бы избежать, если немного подумать при оценке места съёмки. Если вы можете кадрировать изображение через видоискатель при съёмке, сделайте это. Конечно, вы можете сделать и несколько вариантов снимка.

Попробуйте кадрировать изображение до длинного узкого формата, который с подходящими сюжетами смотрится очень впечатляюще.

ДО. Скорее, хороший снимок, который может быть значительно улучшен кадрированием

ПОСЛЕ. Мы эффектно кадрировали картинку с домом, расположив его в нижней правой трети. В результате получена гораздо более выгодная композиция

 

Когда фотографируете людей, не обрезайте части тела как попало. Фотографируйте всю фигуру или до середины бедра. Руки обрезайте до плеча, а не до кистей рук. Не ставьте человека как куклу, а усадите его в три четверти оборота или пусть обопрётся о дерево. Добавьте действия — пусть, к примеру, нюхает цветочек или даже кушает вкусный бутерброд. Придайте человеку компактную позу, чтобы заполнить кадр. Например, сидя с поджатыми ногами. Конечно, если человек будет чувствовать себя в этой позе удобно...

 

8. Подведём итог
Стандартные ошибки фотографии

Объект идеально по центру

Объект расположен по центру слишком центрально

Рогатый объект

Такое случается, когда при съёмке не очень тщательно выверили композицию в видоискатель

Горизонтальное очерчивание

Это происходит, когда через середину кадра проходит горизонтальная линия

Пустая композиция

Эта ошибка вызвана стремлением поместить в кадр как можно больше предметов

Перегруженная композиция

Прежде чем нажать на кнопку спуска, проверьте, что на заднем плане

Съёмка «в лоб»

Она носит, скорее, документальный, чем художественный характер

Кадр не уравновешен

Ввиду отсутствия видимой опоры, созда`тся впечатление, что девочка вот-вот упадёт

Слияние контуров ярких деталей одного цвета

Обратите внимание, что мяч и зонтик слились друг с другом и находятся очень близко от лица девочки, отвлекают внимание от основного объекта съёмки

 

«Правила придуманы для того, чтобы их нарушать». К сожалению, нередко эта фраза используется людьми для того, чтобы защитить свою работу, причём безосновательно. Разумеется, никто не будет заставлять вас строго следовать инструкциям, и вы вправе нарушать любые законы композиции, но будьте готовы к тому, что такие нарушения чаще приводят к безвкусице, нежели к шедевру. Сначала изучите известные правила; когда их соблюдать, а когда нарушать — вам должен подсказать конкретный кадр и ваш неповторимый взгляд на вещи. Показать обычные вещи с необычной стороны — это одна из главных задач фотографа.

На этом снимке полностью проигнорировали правила. Здесь два центра внимания, расположенные по разные стороны, между которыми нет первоначальной явной связи. Но чувствуется, что снимок работает благодаря фактору юмора, и пока из кадра не «вырезана» ни одна из маленьких сов, он вполне удачен




Практика (без теории опасна)

Наиболее известной программой для работы с фотографиями является программа Adobe Photoshop, здесь и в последующих уроках мы будем использовать это программное обеспечение для редактирования снимков.

 

1. Как выправить линию горизонта

Очень часто возникает ситуация, при которой снимок теряется только из-за перекошенного горизонта на фотографии. На самом деле это легко поправимо.

  1. Запустите программу Adobe Photoshop, загрузите файл, который необходимо исправить:


  2. Мы с вами видим ничем не примечательную фотографию, да ещё и с «заваленным» горизонтом. Давайте подумаем, какие ошибки заметны с первого взгляда — много лишнего места справа от людей, неудачная компоновка снимка и, собственно, сам «заваленный» горизонт.

  3. Для начала необходимо сделать ровным горизонт. Для этого выберите инструмент Measure Tool (Измеритель) , который находится в той же группе, что и Eyedropper Tool (Пипетка) .
  4. Для этого нажмите левую кнопку мыши на инструменте Пипетка, подержите две секунды. Через некоторое время появятся все скрывающиеся за этой кнопкой инструменты, выберите Измеритель.

    Инструмент Измеритель служит для измерения расстояний и углов, всю полученную информацию Photoshop отображает в палитре Info (Информация):

    Инструментом Измеритель кликните по линии горизонта и, не отпуская кнопку, проведите линию точно по горизонту:

    Таким образом, вы замерили угол, на который нужно повернуть картинку, чтобы горизонт выровнялся. Посмотрите в палитре Info, этот угол будет равен примерно 1,7 градуса (угол в палитре обозначается буквой А).

  5. Теперь повернём фотографию на необходимый угол.
  6. Выполните команду: Image → Rotate Canvas → Arbitrary (Изображение → Поворот холста → Произвольно). Появится диалоговое окно Rotate Canvas (Поворот холста):

    Обратите внимание, в поле Angle (Угол) уже подставилось измеренное нами значение угла. Переключатели CW и CCW обозначают направление вращения — по часовой или против часовой стрелки соответственно. Оставляем без изменения вариант CWW и нажимаем на кнопку ОК. Теперь горизонт выровнен, но появились неприглядные белые области по углам изображения:

    Избавимся от этих областей с помощью кадрирования.

  7. Откадрируем изображение.
  8. Как мы уже выяснили, у нас много лишнего места справа от людей, и белые полосы по углам после поворота изображения. Сразу же изменим и компоновку снимка с горизонтальной на вертикальную. Такая компоновка будет намного интереснее для этого снимка.

    Выберите на панели инструментов инструмент Crop (Кадрирование) .

    На нашей фотографии выделите с помощью этого инструмента область, как показано на рисунке ниже. Такая компоновка делает удачный акцент на главных объектах снимка:

    Чтобы провести рамку, нужно отметить левый верхний угол левой кнопкой мыши и, не отпуская её, провести линию вправо вниз. После того как вы отпустите кнопку, у вас будет рамка с маркерами по сторонам. Затемнённая область за пределами рамки будет обрезана. С помощью маркеров можно отредактировать размеры значимой области. Для окончательного кадрирования нажимаем на клавишу Enter. Теперь изображение выглядит намного интереснее:

    Теперь у нас вполне приличная фотография с выровненным горизонтом и более удачной композицией.

Советы и подсказки

Перед тем как нажать на спуск, выждите секунду и подумайте, так как даже небольшое изменение точки съёмки может заметно улучшить кадр.

 

Коротко о главном

О композиции

  1. Необычное привлекает. Привлечь внимание зрителя можно нестандартной ситуацией. Конечно, при этом изображение не должно быть полной безвкусицей.
  2. Количество объектов на снимке. Иногда начинающие фотографы при создании рекламных фотомонтажей вставляют в них огромное количество разных предметов, стремясь сделать свою работу более впечатляющей. Это ошибка. Слишком много объектов создаёт пестроту и отвлекает внимание от замысла (основной идеи) снимка. Чувство меры — такое же необходимое качество фотографа, как и творческая фантазия.
  3. Несоответствие содержания идее. Ещё одна распространённая ошибка. Если на рекламном снимке представлены строительные материалы, не вполне оправдано по смыслу украшение их цветами или полуодетыми блондинками, на фоне которых теряется само изображение фоторекламы.
  4. Плохое сочетание цветов. Цветовой ошибкой считается плохая контрастность оттенков. Иными словами, сочетаний вроде «светло-красный на ярко-красном» нужно избегать, так как при таком сочетании оттенков теряется информация. Почти все люди плохо воспринимают расположение рядом цветов с противоположных точек цветового круга.
  5. Слишком большое количество цветов. Как показывает практика, наиболее приятны зрению двух- и четырёхцветные изображения. Чем больше цветов, особенно ярких, тем больше они раздражают психику человека.

Об Adobe Photosop:

  1. Инструмент Rotate Canvas позволяет поворачивать холст на определённый угол.
  2. Инструмент Crop используется для смены компоновки фотографии.
  3. Палитра Info отображает информацию об изображении.

Автор курса: Анна Котова

30.12.2009 09:41:03 | Просмотров: 17342 | Комментариев: 1 | Оценка: 3

  Комментарии:

Администратор 2-го ранга Эксперт taow Ур.10 (Адепт):: 24.03.2012 05:56:14
Аватар пользователя

Спасибо за урок! Очень полезный! 

В коротко о главном: 

Почти все люди плохо воспринимают расположение рядом цветов с противоположных точек цветового круга.

Хорошо бы саму схему в урок вставить

 


Вы не можете оставлять комментарий т.к. не являетесь участником данного сообщества.


© 2009-2017 первый проДВИГающий
молодежный портал «Dviger.com»

info.paymaster.ru www.megastock.ru Томск