ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ
на первый проДВИГающий
молодежный портал - Движер!
marker Помощь по порталу


Иконка
Бизнес
центр
Иконка
Молодёжный
кадровый ресурс
Иконка
Универ
сити
Иконка
Творческие
галереи
Иконка
Клуб
«Движ`Ok»
Иконка
Сайты
сообществ

Digital World
Все о цифровой технике.

Дневник сообщества :: Портрет

Портрет

::: Урок 11 :::
Улыбнитесь, вас снимают, или Портрет
Теория (без практики бесполезна)
:: 1. Классификация портретов :: 2. Особенности создания портретов ::
:: 3. Точка съёмки :: 4. Поза на фотографии :: 5. Особенности освещения ::
Практика (без теории опасна)
:: 1. Как снимать портрет :: 2. Коротко о главном ::
Сегодня вы научитесь:
  1. Создавать портрет.
  2. Настраивать фотоаппарат для портретного режима.
  3. Подбирать оптимальные позы для моделей.
  4. Работать со вспышкой.

Теория (без практики бесполезна)

 

1. Классификация портретов

Так получается, что портрет является одним из первых кадров всех начинающих фотографов. И, казалось бы, тут всё просто... но — нет! Многие профессионалы характеризуют портрет как один из самых сложных жанров фотографии.

Когда мы говорим о портретах, то, в первую очередь, подразумеваем изображения людей, но и кошку, и собаку можно сфотографировать так, что получится настоящий портрет.

Конечно, в портрете очень важно передать сходство, но нужно отметить, что точная фиксация максимального количества черт актуальна только при съёмке на документы — такие снимки портретами считаться не могут. При съёмке портрета очень важно передать не внешние признаки во всём их многообразии, а характер и чувства человека. Нужно уловить ещё что-то индивидуальное, постараться зафиксировать на снимке непринуждённое выражение лица, естественную позу. Давайте будем понимать «портретное сходство» как перенос на изображение характерных черт человека. Добиться этого непросто: каждый человек может быть очень разным, поэтому «поймать» ключевые детали в его облике, да и подобрать оптимальные параметры для снимка — задача не из лёгких. Приходится «ловить» выражение лица и поворот головы модели, управлять выбранным освещением и положением фотоаппарата — каждый из этих факторов может как поспособствовать правильному созданию образа, так и помешать.

Портретом очень часто называют любую съёмку человека, а не только фотографирование его лица (то же справедливо и в отношении животных). Однако независимо от того, какая часть фигуры попадает в кадр, в любом портрете лицо «солирует».

Портреты подразделяются на несколько типов.

Очень выразительным типом портрета является крупный план фрагмента головы. Это сильный и необычный изобразительный приём, при котором зрителя ничто не отвлекает от основных «говорящих» фрагментов лица (глаз, губ, носа): в кадре отсутствует причёска, одно или оба уха, части щёк, шея и другие выразительные фрагменты

Традиционным для портретной съёмки является фотографирование лица. В этом случае лицо на снимке присутствует целиком, иногда в кадре наличествуют также детали фона. Разумеется, снимок должен быть выразительным и эмоциональным

При съёмке по грудь (тип портрета, известный как «бюст») кадр включает изображение плеч и шеи — деталей не столь выразительных, как лицо, но позволяющих многое рассказать о человеке, добавив образу естественности, узнаваемости и выразительности

Изображение человека по пояс обычно выполняют, чтобы включить в кадр руки, которые также могут раскрывать внутренний мир портретируемого: его темперамент, эмоциональное состояние, а иногда и профессию. Кисть руки, присутствующая в кадре (как сама по себе, так и вместе с запястьем), способна усилить выразительность портрета. Наиболее выигрышно смотрятся руки, снятые со стороны мизинца

Иногда практикуют изображение человека по колено, которое может быть выполнено при положении модели стоя или сидя, причём, как видно из названия, нижняя граница кадра при этом проходит в районе колена (но не по самим коленям)

Портрет в полный рост позволяет показать не только лицо, но и телосложение, одежду и осанку человека, которые также могут сказать о нём очень многое

В групповом фотопортрете в поле кадра присутствуют несколько человек. Особая сложность в том, что нужно управлять и наблюдать за несколькими разными людьми. При создании группового снимка следите за тем, чтобы люди, объединённые на портрете, не выглядели напряжённо и сохраняли естественные позы, но при этом не заслоняли друг друга. Избегайте однообразной установки группы «рядами»: чем дальше снимок от «официоза», тем лучше. Вовсе не обязательно, чтобы все смотрели в объектив: разные повороты голов и направления взглядов оживляют снимок группы

 

2. Особенности создания портрета

Классическое технологическое решение при съёмке портретов выглядит так: глубина резкости минимальна (то есть диафрагма максимально открыта), съёмка ведётся при смягчённой резкости, чтобы скрыть мелкие морщины и дефекты кожи. Резкость следует наводить по глазам портретируемого. И самое главное, снимать в диапазоне фокусных расстояний более 50 (мм) в 35 мм эквиваленте.

Фон в классическом портрете не должен быть выраженным: наоборот, его нужно максимально смягчить, чтобы он не отвлекал внимание зрителя от лица на портрете. Добиться этого просто: расположите человека на расстоянии 1—1,5 м от фона. Только следите, чтобы на фоне не было ярких цветовых пятен, которые даже без выраженной структуры могут привлекать к себе излишнее внимание. Важно, что и в этом случае фон не должен «перевешивать» сам портрет, поэтому чем меньше в интерьере будет предметов, тем лучше. Если следовать этим рекомендациям, то портреты получатся натуралистичными и крайне выразительными!

Обычно портреты снимают в вертикальном формате. Голова лучше смотрится при повороте в три четверти к камере, а не в полный профиль или в фас. Линия глаз должна быть слегка наклонена, а не горизонтальна. Фокусировка всегда должна выполняться по глазам, что подчёркивает характер персонажа.

Мужские портреты обычно делают максимально резкими, а женские — смягчёнными или слегка размытыми (но они не должны становиться нерезкими — это разные вещи).

Для получения наилучшего вида при создании портрета нужно экспериментировать и с кадрированием. Овальное кадрирование очень полезно, особенно для женских портретов. Оно создаёт эффект «мягкости».

На этой фотографии линия глаз горизонтальная, слишком многое включено в кадр, а плечо на переднем плане несколько тяжеловато по массе

Для исправления композиции это изображение было повернуто против часовой стрелки примерно на один градус и откадрировано

Но плечо слишком притягивало взгляд, поэтому был применён инструмент выделения в виде эллипса с растушёвкой краёв в 20 пикселей, чтобы вырезать главную часть портрета и поместить её на новый фон

При аккуратном кадрировании изображение превратилось в великолепный портрет. Были убраны все неоднородности, и глаза заняли выгодную центральную позицию

 

Различают два основных типа портрета: репортажный и постановочный.

Репортажный портрет — результат «фотоохоты на человека». Фотограф наблюдает за людьми, стремясь уловить наиболее выразительные естественные выражения лица, позы, мимику и жесты. С одной стороны, «подглядывать» проще, чем выстраивать портрет: когда человек не позирует, он зачастую выглядит гораздо лучше. Однако в «репортажных» ситуациях фотографу сложно повлиять на освещение и на фон, да и выбор точек съёмки у него ограничен:

При создании постановочного портрета человек знает, что его снимают, и сам включён в творческий процесс. Это расширяет возможности фотографа, но и создаёт определённые проблемы. При постановочной съёмке необходим контакт между фотографом и его моделью; по сути, они представляют собой команду, работающую над решением общей творческой задачи.

Если человек не может «быть собой» перед камерой, пусть он играет, пусть войдёт в желаемый образ, в котором, возможно, лучше проявит свои черты. Естественности постановочному портрету добавит выражение эмоций: задумчивости, веселья, печали, удивления и др. Очень важно, чтобы эти эмоции не выглядели наигранными или нарочитыми, утрированными. Эмоцию нужно вызвать и успеть зафиксировать в желаемой фазе:

При создании портретов, прежде всего, запомните основное правило:
изображение на портрете должно нравиться не только разглядывающим его людям, но и самому портретируемому! Человек сам себя по-настоящему никогда не видит (наше восприятие «корректирует» даже изображение в зеркале). Мы привыкли воспринимать себя как некую комбинацию двух образов — реального и желаемого, а фотоаппарат из этого набора «видит» только один образ — реальный! Отсюда и проблемы с восприятием собственных портретов... Фотографу нужно «помогать» камере, чтобы она фиксировала не только изображение внешности человека, но и некое отражение его личности.

 

3. Точка съёмки

Выбор точки съёмки при работе над портретом весьма важен. Принято считать, что для съёмки «фрагментарного» или «головного» портрета наилучшим будет расположение камеры на уровне глаз модели, для получения «поясного» — на уровне подбородка, для «поколенного» — на высоте груди, а для портрета во весь рост — на уровне пояса. Однако вполне возможны и другие варианты, неклассические.

При съёмке фрагмента или лица целиком расположите камеру на уровне лба портретируемого (чуть выше уровня глаз), попросите человека поднять глаза на объектив — и получите весьма выразительный портрет

Искажения — самая серьёзная проблема при съёмке головного портрета. При близкой съёмке у модели получается громадный нос и крошечные уши, а при нижней точке съёмки ещё кажется, что нос сильно задран

Ребёнка сняли сверху, и получили большую голову с маленьким телом и крошечными ногами. Хотя в данном случае — это обоснованная задумка автора

И наоборот, девушка снята с нижней точки, что акцентировало и удлинило ноги, добавив модели привлекательности. Кроме того, снимая с низкой точки на улице, вы помещаете объект на фон неба, который всегда является наиболее выигрышным

Но в ряде случаев, особенно при съёмке в профиль или «в три четверти», взгляд в объектив выглядит нереалистично. Снимок, на котором человек, изображённый полубоком или боком, смотрит в сторону, а не в объектив, подсознательно воспринимается зрителем как более естественный: у человека, рассматривающего такой портрет, создаётся ощущение, что портретируемый не знал, что его фотографируют

 

4. Поза на фотографии

То, как человек стоит или сидит перед камерой, тоже очень важно в портрете. Ведь у тела есть свой язык, сама поза, линии тела, положение рук и ног выражают настроение и характер человека.

Глаза

Глаза — это самая значимая деталь любого портрета. Обязательно контролируйте направление взгляда: устремлён ли он прямо в объектив или в сторону. Когда человек смотрит в объектив, даже простое движение подбородка вверх или вниз создаёт различное настроение. Если подбородок опущен, глаза становятся больше, а взгляд делается более привлекательным или вызывающим, в зависимости от выражения рта и бровей. Когда человек смотрит в сторону от камеры, выражение его глаз уловить сложнее.

Замечательный портрет, но из-за взгляда, «выходящего» за рамки кадра, создаётся ощущение какой-то незавершённости

Хороший результат даёт взгляд модели, направленный прямо в объектив. При рассматривании снимка возникает подсознательное желание ощутить контакт с тем, кто на нём изображён, а это легко достигается, когда человек со снимка «смотрит вам прямо в глаза»

 

Руки

Руки человека могут быть очень выразительными. Неуклюже сложенные руки способны испортить портрет. К счастью, есть несколько простых приёмов, которые позволяют всегда получать хорошие результаты.

Если вы включаете руки в кадр, используйте простой способ, позволяющий им выглядеть элегантно.

Когда руки располагаются выше уровня талии, запястье лучше слегка согнуть и кисть направить вверх, так выглядит естественнее

Когда руки опущены ниже талии, позвольте им свободно висеть, ведь именно в таком положении они находятся, когда мы стоим

Рука может излишне доминировать в кадре, особенно если она развёрнута к камере широкой стороной. Именно поэтому мы обычно показываем руку сбоку, а не раскрытой ладонью или тыльной стороной. Боковая сторона руки выглядит привлекательнее и тоньше, чем раскрытая ладонь или тыльная сторона, рука кажется тоньше

Чтобы красиво расположить пальцы руки, дайте человеку ручку, а затем заберите её, оставив пальцы в том же положении

 

Вообще, ракурсы в фотографии делятся следующим образом:

  • фас (анфас);
  • лёгкий поворот (ухо не видно за щекой);
  • классический поворот (кончик носа проецируется на среднюю часть щеки);
  • критический поворот (нос проецируется на внешнюю линию щеки);
  • приходящий профиль (кончик носа выходит за очертания щеки, при этом нос закрывает глаз);
  • профиль;
  • уходящий профиль.

Если рассмотреть эти позиции более подробно, с точки зрения фотографов, то ракурс бывает:

  • фронтальный;
  • безымянный (под углом 20—25°);
  • диагональный (под углом 45°);
  • скользящий (под углом 75—80°);
  • боковой (под углом 90°);
  • задний безымянный (под углом 155—160°);
  • задний диагональный (под углом 135°);
  • задний скользящий (под углом 115—120°);
  • «контровый» (под углом 180°).

Существует множество книг, посвящённых искусству портретной фотосъёмки. Одна из самых ярких — книга Дмитрия Кораблёва «ФОТОГРАФИЯ. Самоучитель для моделей». Вот некоторые советы, которые он даёт начинающим портретистам.

  • У женской фигуры на снимке не должно быть прямых линий и углов. Нежелательно, чтобы модель стояла прямо, держа голову строго вертикально.
  • Если у модели «тупой» или двойной, тройной подбородок, рекомендуется избегать ракурсов снизу, а предпочтение отдавать верхним ракурсам, когда подбородок не так выделяется.
  • Если оси глаз и рта не параллельны, необходимо сначала проверить, надо ли это скрывать, так как на фотографиях такая непараллельность часто выглядит динамично. Если нет, модели лучше не улыбаться при съёмке в фас. Снимать модель желательно в профиль или полупрофиль.
  • Зрительно увеличить длину ног модели можно за счёт подъёма ступни, а при съёмке в бикини — за счёт ягодиц.
  • В случае нефотогеничности фигуры акцент делается на наиболее привлекательные части тела под ракурсом, не позволяющим оценить реальные пропорции остальных частей тела.
  • При съёмке в полупрофиль немного опущенное ближнее к аппарату плечо создаёт ощущение динамики и неуравновешенности, что должно быть оправдано авторским замыслом.
  • Если модель сидит, то при съёмке в фас будут нарушены пропорции: ноги на снимках получатся слишком короткими.
  • Слишком тёмная помада, особенно с коричневым оттенком, старит лицо модели.
  • При цветной фотосъёмке тональный крем не должен отличаться от цвета кожи.
  • Слишком яркая помада делает лицо модели вульгарным.
  • При художественной съёмке длинные и пышные волосы модели желательно распускать. Этот вариант даёт фотографу более универсальные инструменты для формирования образа — контровая подсветка, показ динамики движения, подчёркивание красоты лица и глаз.


 

5. Особенности освещения

Поговорим об освещении при создании портрета. Наихудшим вариантом является фронтальное освещение, оно убивает рельеф и делает изображение плоским (сказанное особенно справедливо для искусственного света, создаваемого встроенной вспышкой камеры; в этом случае часто бывают различимы даже блики от частичек кожи). Поэтому некоторые фотографы-профессионалы считают, что «встроенную вспышку нужно ломать сразу после покупки...».

Лицо на портрете должно быть живым и естественным, а для этого ему следует быть, как минимум, объёмным. Из-за вспышки «в лоб» фотография стала плоской

Лицо не должно выглядеть, как лунная поверхность, равномерно залитая солнцем или с резкими тенями. Снимая в «полевых условиях» ни в коем случае не стоит располагать портретируемого под лучами открытого солнца! Люди обычно весьма охотно позируют, подставив лицо солнечным лучам и улыбаясь ясному небу... Однако вряд ли кого-то устроит портрет, на котором глаза прищурены! Поэтому располагайте человека в тени, причём таким образом, чтобы у него перед глазами не было ярких объектов

Будьте осторожны, делая портреты на улице зимой: низкая температура иногда непредсказуемо изменяет цвет лица и отдельных его частей. Если разрумянившиеся от мороза щёки обычно смотрятся неплохо (но не всегда), то покрасневший нос или алеющие уши способны превратить в шарж даже самый лирический портрет

Красивый ровный задний план получается, если снимать против света. При этом по контуру фигуры получаются интересные световые эффекты, она как бы размывается. Следует следить, чтобы в кадр не попадали прямые лучи от источников света




Практика (без теории опасна)

 

1. Как снимать портрет
  1. Подготовьте план
  2. Независимо от целей фотосъёмки, очень важно выяснить желания портретируемого. Например, где наиболее комфортно чувствует себя модель: дома или на природе? Задайте ей вопросы, чтобы выяснить её предпочтения и помочь расслабиться. При съёмке детей полезно спуститься на их уровень. Не бойтесь показаться смешным.

  3. Настройте камеру
  4. Для съёмки портрета обычно необходимо повернуть камеру набок, чтобы снимок имел большую высоту, чем ширину.

    Объективы с оптическим зумом лучше всего подходят для портретной съёмки. Для съёмки лицевого или плечевого портрета следует стоять достаточно далеко и приближать изображение при помощи зума. При использовании больших фокусных расстояний более правильно передаются черты лица, а также хорошо размывается фон. Если всё, чем вы располагаете — это цифровой зум, то не применяйте его, так как он создаёт низкокачественное изображение и никак не влияет на перспективу.

    Как правило, регулятор масштаба на фотоаппарате находится справа:

     

  5. Установите необходимый режим
  6. Воспользуемся в фотоаппарате группой настроек, объединённых в режим Портрет. Это автоматический режим, обеспечивающий широкое открытие диафрагмы для сосредоточения внимания на модели и оставления фона вне фокуса.

    Переключать режимы фотоаппарате можно с помощью диска выбора:

    Для установки на фотоаппарате портретного режима необходимо повернуть диск выбора режимов в положение :

    Иногда в фотоаппарате может быть не диск выбора, а одна кнопка для переключения режимов MODE/Режим:

    В этом случае установка на фотоаппарате нужного режима происходит с помощью последовательного нажатия кнопки MODE/Режим. Нам нужно выбрать режим Portrait/Портрет и нажать кнопку ОК:

    После этого на дисплее появляется значок выбранного режима:


  7. Установите максимальное разрешение снимка. Урок № 2


  8. Для наилучших результатов установите минимальное значение чувствительности. Урок № 3
  9. Но напоминаем, что для качественных фотографий с такой чувствительностью необходим штатив или устойчивое положение фотоаппарата, чтобы у него не было даже малейшего сотрясения.

  10. Настройте освещение
  11. Наилучшим освещением для съёмки портрета является естественное, когда модель находится вне помещения или рядом с окном.

    Если потребуется использовать искусственное освещение, попробуйте применить настольную лампу или вспышку: первая — добавит в окружение глубины и теплоты, вторая — подсветит затенённые места. При использовании настольной лампы накройте её белой простыней или наволочкой, чтобы не добавлять к фотографии красных или жёлтых оттенков, а лучше использовать настольную лампу дневного света.

    Иногда хочется воспользоваться встроенной вспышкой, хотя её в портретной съёмке лучше не использовать. Такая вспышка создаёт очень жёсткое освещение, резкие тени. Если же вы вынуждены применять встроенную вспышку, следует обернуть её полупрозрачной бумагой. Это смягчит свет и распределит его более равномерно.

    Кнопка управления вспышкой на фотоаппарате обозночается молнией :

    Для того чтобы принудительно включить вспышку, нажмите на кнопку управления вспышкой и перебором остановитесь на режиме вспышки который служит для устранения эффекта «красных глаз» .

    Обычно в цифровом фотоаппарате есть пять режимов вспышки:

     — вспышка включена;
     — вспышка выключена;
     — ночь;
     — автовспышка;
     — эффект красных глаз.

    Естественный свет создаёт прекрасные эффекты и его проще применять дома. Расположите модель рядом с окном. Чем дальше она будет от него находиться, тем мягче будет освещение. Лучшим дополнением будет использование отражателя, чтобы усилить эффект и направить свет в область теней на лице и теле. Можно купить отражатель в специализированном магазине, но можно обойтись и листом белого картона. Для эффективного применения его площадь должна быть как минимум 1 квадратный метр.

  12. Установите необходимый баланс белого. Урок № 3


  13. Позирование и освещение модели

  14. Съёмка в полный рост — это хороший способ помочь людям казаться стройнее, особенно если они примут правильную позу (перенесённый на заднюю ногу вес и поворот на 45 градусов позволят модели выглядеть лучше).

    Очень важны волосы, поэтому отслеживайте при компоновке выбившиеся пряди и волоски. Если у вашей модели потрясающие волосы, постарайтесь сделать их «изюминкой» портрета, расположив поверх плеча, ближнего к свету.

    Для большинства портретов выбирается фон, который контрастирует с одеждой и волосами модели, но убедитесь, что он не слишком тусклый. Избегайте узорчатых материалов, таких как шторы и обои, чтобы модель оставалась главным объектом в кадре. Старайтесь использовать съёмку портретов вне помещения, потому что результаты могут оказаться ошеломляющими, особенно если модель расположится на фоне привлекательного вида, такого как побережье или городской пейзаж.

    Старайтесь максимально использовать естественное освещение, применяя отражатель для заполнения резких теней. Он может обеспечить более равномерное освещение. Используя только отражатель, вы можете расположить модель боком к прямому солнечному свету. Модель будет находиться между солнцем и отражателем, который направит свет на лицо и высветит его особенности.

    Условно схему освещения можно изобразить так:

    Вот так это будет выглядеть на снимке:

    Не останавливайтесь на одной проверенной успешной формуле. Изучите наши советы по подготовке модели и освещения для получения различных портретных эффектов.

Советы и подсказки

Несколько советов, чтобы всегда двигаться в правильном направлении.

  1. Имейте запас карт памяти. Хуже всего узнать, что у вас закончилось место на карте памяти в тот момент, когда модель расслабилась и полностью готова к съёмке.
  2. Перед тем как нажать на кнопку спуска, проверьте и перепроверьте композицию. Лучше перестраховаться. Допущенная ошибка в первую очередь бросится в глаза на сделанном снимке.
  3. После того как вы определились с расстоянием от камеры до модели, сделайте один шаг назад. Это дополнительное пространство даст больше свободы при кадрировании.
  4. Учитесь снимать быстро и эффективно. Дети могут сохранять внимание на короткое время, поэтому долгая съёмка с длительными перерывами не будет полностью успешной.

 

Коротко о главном
  1. При съёмке портрета очень важно передать характер и чувства человека. Поэтому желательно установить с ним доверительный контакт и снимать не с очень большого расстояния. Необходимо сделать несколько снимков, пытаясь поймать момент, когда выражение лица более полно показывает характер человека.
  2. При съёмке портрета необходимо использовать фокусное расстояние около 100 мм, не использовать вспышку, следить за фоном (он не должен быть пёстрым), использовать максимальную диафрагму (минимальное диафрагменное число), настраивать фокус по глазам модели.
  3. Избегайте съёмок на открытом солнце, когда получаются глубокие тени.
  4. Для съёмок портрета, как правило, применяются объективы с фокусным расстоянием 80—135 мм. Если необходимо  размыть задний план, то для этого следует максимально открыть диафрагму и снимать на максимальном фокусном расстоянии. При использовании широкоугольных объективов получаются значительные перспективные искажения, поэтому их использование должно быть обосновано задумкой фотографа.
  5. Камера не обязательно должна находиться на уровне глаз. Можно попробовать изменять её высоту и угол съёмки, но только не в очень больших пределах, иначе может получиться карикатурный портрет. Небольшое снижение точки съёмки делает изображение модели стройнее.
  6. Будьте внимательны к точке съёмки. В портретном снимке в полный рост нижняя точка съёмки делает ноги более длинными, а голову маленькой, а в обратной ситуации верхняя точка делает голову большой, а ноги короткими.
  7. Большое значение должно уделяться заднему плану. Он не должен включать детали, которые отвлекают от основной фигуры. Лучше всего вывести его из зоны резкости, приоткрыв диафрагму. На заднем плане не должно быть случайных или выпадающих из общей композиции кадра предметов. Как правило, лучший результат получается при плоском заднем плане.
  8. Портрет выглядит лучше при вертикальном расположении кадра. При этом уровень глаз желательно расположить на расстоянии одной трети от низа или верха кадра, чтобы привлечь большее внимание.
  9. Худшим решением при съёмке портрета является фронтальное освещение, например встроенной вспышкой. При этом объект на изображении выглядит плоским, и явно видно отражение света от кожи.
  10. Если расположить источник света внизу, это придаст изображению загадочный, мистический вид.

Автор курса: Анна Котова

19.01.2010 06:42:53 | Просмотров: 12490 | Комментариев: 2 | Оценка: 1

  Комментарии:

Администратор 2-го ранга Эксперт taow Ур.10 (Адепт):: 23.11.2012 07:01:52
Аватар пользователя

 Отлично! Давно искал подобный урок! Спасибо! 


Digital Ур.3 (Новобранец):: 25.04.2010 11:36:01
Аватар пользователя

Спс за гайд,надеюсь через пару дней мама уже не будет говорить,что я не умею фотать)) 


-------------------------------------------------
Девиз: Ни шагу назад

Вы не можете оставлять комментарий т.к. не являетесь участником данного сообщества.


© 2009-2017 первый проДВИГающий
молодежный портал «Dviger.com»

info.paymaster.ru www.megastock.ru Томск